Форум dkLab и Denwer
Здесь общаются Web-разработчики.
Генеральный спонсор:
Хостинг «Джино»

Что такое дзен? (Дмитрий Котеров)
Goto page 1, 2, 3  Next
Author Message
Дмитрий Котеров
Администратор



Joined: 10 Mar 2003
Posts: 13665
Карма: 413
   поощрить/наказать


PostPosted: Thu May 13, 2004 7:02 pm ()
   Post subject: Что такое дзен?
Reply with quote

Прежде чем приступить к более детальному изложению учения дзэн, которое последует далее, позвольте мне ответить на некоторые вопросы, касающиеся истинной природы дзэна, которые часто задают критики.

Является ли дзэн, как и большинство буддийских учений, философской системой, которая носит высокий интеллектуальный и глубокий метафизический характер?

Во вступлении было сказано, что в дзэне мы находим всю философию Востока в кристаллизованном виде, но из этого не следует, однако, что дзэн является философской системой в обычном смысле слова. Дзэн решительно не является системой, основанной на логическом анализе. Скорее он является антиподом логики, под которой я имею в виду дуалистический образ мышления. Дзэн не лишен, конечно, умственного элемента, то есть дзэн - это ум в целом, и в нем мы находим много вещей; но ум этот не представляет собой нечто составное, разделяющееся на множество качеств и не оставляющее за собой ничего после такого разделения.

Дзэн не учит нас ничему в смысле умственного анализа, а также не предлагает никакой определенной доктрины в качестве руководства для своих последователей. В этом отношении дзэн, если можно так выразиться, произволен. Последователи дзэна могут иметь свои доктрины, но эти, доктрины носят сугубо личный, индивидуальный характер и не обязаны своим возникновением дзэну. Поэтому дзэн не имеет дела с какими-либо '"священными писаниями" или догматами, а также не содержит в себе никаких символов, посредством которых раскрывалось бы его значение. В таком случае, если бы меня спросили, чему учит дзэн, я ответил бы, что он ничему не учит. Какие бы учения ни содержались в дзэне, они исходят только из умов их создателей. Мы сами себе создаем учения. Дзэн только указывает путь. Если этот факт, сам по себе, не есть учение, то в дзэне, положительно, нет никаких специально созданных принципиальных доктрин или какой-либо основной философской системы. Дзэн претендует на свое родство с буддизмом, но все буддийские учения содержащиеся в сутрах и шастрах, с точки зрения дзэна, не больше, чем макулатура, польза которой состоит лишь в том, что с ее помощью можно только смахнуть пыль с интеллекта, но не больше. Не думайте, однако, что дзэн - это нигилизм. Всякий нигилизм - это самоуничтожение, не имеющее конца. Негативизм разумен, как метод, но высшая истина - это утверждение. Когда говорят, что дзэн не имеет никакой философии, что он отрицает всякий авторитет, что он отбрасывает всю так называемую "священную литературу", не следует забывать, что в самом этом отрицании уже содержится нечто совершенно положительное и бесконечно утверждающее. Дальше, по мере изложения предмета, это станет яснее.

Является ли дзэн религией?

Это не религия в популярном понимании, так как в дзэне нет бога, которому можно было бы поклоняться, нет также никаких церемониальных обрядов, ни земли обетованной для отошедших в мир иной, и, наконец, в дзэне нет также такого понятия, как душа, о благополучии которой должен заботиться кто-то посторонний, и бессмертие которой так сильно волнует некоторых людей. Дзэн свободен от всех этих догматических и религиозных затруднений.

Набожный читатель может быть потрясен, услышав, что в дзэне нет Бога, но это не значит, что дзэн отрицает существование Бога. Дзэн не имеет дела ни с утверждением, ни с отрицанием. Когда что-либо отрицается, то само отрицание уже включает в себя противоположный элемент. То же самое может быть сказано и об утверждении. В логике это неизбежно. Дзэн стремится подняться выше логики и найти высшее утверждение, не имеющее антитезы. Поэтому дзэн не отрицает Бога, не утверждает его существования, так что в дзэне нет такого Бога, к которому привыкли еврейские и христианские умы. Дзэн в равной мере не является ни религией, ни философией.

Что касается тех различных изображений и статуй Будд, бодхисаттв, дзэна и других существ, которые можно встретить в храме дзэна, - это не больше, чем куски дерева, камня или металла. Я их могу сравнить с прекрасными цветами в своем саду. Я могу выбрать, например, камелии в полном цвету и поклоняться им, если захочу, - дзэн вполне допускает это. В таком поклонении нисколько не меньше религии, чем в поклонении статуям различных буддийских богов, а также в ритуале омовений святой водой или символического вкушения плоти и крови Христа. Все эти церемонии считаются большинством так называемых "религиозных людей" чем-то похвальным и священным, но в свете дзэн - это условности. Дзэн берет на себя смелость заявить: безупречные йоги не погружаются в нирвану, а нарушающие обет монахи не попадают в ад. Для обыкновенного ума это стоит в противоречии с общепринятыми законами морали, но здесь также заключается истина и жизнь в дзэне. дзэн - это дух человека. Дзэн верит во внутреннюю чистоту этого духа и его божественность. Все, что неестественно прибавляется или с силой вырывается, вредит целостности духа. Поэтому дзэн решительно против всяких религиозных условностей. Его религия, однако, налицо. Тот, кто поистине религиозен, с удивлением обнаружит, что, в конце концов, в варварских утверждениях дзэна содержится так много религии. Но сказать, что дзэн - это религия в том смысле, как ее понимают христиане или магометане, будет ошибкой. Для большей ясности я процитирую следующее:

"Говорят, что когда Шакьямуни родился, он подняв одну руку к небу, а другой указывая на землю, произнес: "Над небом и под небом я единственный достоин почитания". Уммон Бун-эн, основоположник уммонской школы дзэна, комментирует это высказывание следующими словами: "Если бы я находился с ним рядом в тот момент, когда он произносил эти слова, я бы несомненно убил его одним ударом и швырнул бы труп в пасть голодной собаке". Что могли бы подумать скептики о таких безумных нападках на духовного вождя?" Однако один из учителей дзэна, последователь Уммона, говорит: "В действительности это показывает, как Уммон желает служить миру, жертвуя всем, что он имеет: телом и умом. Какую огромную благодарность, должно быть, чувствовал он в ответ на любовь Будды"".

Не следует также путать дзэн с той формой медитации, которую практикуют последователи "Новой мысли" или "Христианской науки", а также с медитацией индийских саньясинов или каких-либо других буддистов. Дхьяна в обычном понимании не соответствует практике, имеющей место в дзэне. Человек может размышлять над религиозными и философскими проблемами в процессе практики дзэна, но это носит лишь случайный характер: сущность дзэна совсем не в этом. Его цель - посредством проникновения в истинную природу ума так повлиять на него, чтобы он стал своим собственным господином. Такое проникновение в истинную природу ума или души является основной целью дзэн-буддизма. Поэтому дзэн - это нечто большее, чем медитация или дхьяна в обычном смысле этого слова. Практика дзэна имеет целью открыть око души - и узреть основу жизни.

Для медитации человеку необходимо сосредоточить на чем-то мысль, например, на божественном единстве, безраздельной божественной любви или непостоянстве вещей. Но это - как раз то, чего дзэн желает избежать. Нет ничего другого, на чем бы дзэн так сильно настаивал, как на достижении свободы, то есть свободы от всех неестественных помех и условностей. Медитация - это состояние, вызываемое искусственно, она не является естественным свойством ума. О чем размышляют птицы поднебесные? О чем размышляют морские твари? - Они летают, они плавают. Разве этого не достаточно? У кого есть желание размышлять над единством бога и человека? Или над ничтожностью этой жизни? Кто желает быть связанным по рукам и ногам средь бела дня всякого рода медитациями, вроде медитаций над милостью божественного существа или вечностью огня ада?

Мы можем сказать, что христианство монотеистично, а веданта пантеистична, но ничего подобного нельзя сказать о дзэне. Дзэн ни монотеистичен, ни пантеистичен. Дзэн отрицает подобного рода подразделение. В связи с этим в дзэне нет объекта, на котором можно было бы сосредоточить мысль. Дзэн - это облако, кочующее в небе. Его ничто не удерживает и не останавливает, оно движется туда, куда захочет. Никакие медитации не удержат дзэн на одном месте. Медитация - это не дзэн. Ни пантеизм, ни монотеизм не могут дать дзэну объекта для медитации. Если бы дзэн был монотеистичен, то его последователи, вероятно, размышляли бы над единственной вещью, в которой все различия и контрасты, содержащиеся во всепроникающем божественном свете, совершенно исчезают. Если бы он был пантеистичен, то в его свете каждый даже самый невзрачный цветок в поле должен бы был отражать божественное великолепие. Но вот что говорит дзэн: "После того, как все вещи сведены к единому, к чему тот единый может быть сведен?" дзэн ставит целью освободить ум от всяких препятствий. Даже сама идея единства и целостности является препятствием или капканом, который угрожает естественной свободе духа. Поэтому дзэн не предлагает нам сосредоточивать свои мысли на идее того, что собака - это Бог, что Бог скрывается даже за тремя фунтами хлопка. Если дзэн сделает это, то он примкнет к определенной философской системе, и тогда это будет уже не дзэн. В дзэне достаточно чувствовать, что огонь горячий, а лед холодный, так как когда нам холодно, мы радуемся огню. Как говорит Фауст, "чувство превыше всего". Все наши теории далеки от реальности. Но слово "чувство" здесь следует понимать в самом глубоком смысле, то есть чувство в его чистейшей форме. Даже если мы вообще назовем это чувством, то это будет уже не дзэн. Дзэн выше всяких понятий. Поэтому его трудно уловить.

В связи с этим, какую бы медитацию дзэн ни предлагал, вещи следует воспринимать такими, каковы они есть, то есть снег - белым, а ворону - черной.

Когда мы говорили о медитации, в большинстве случаев мы имели в виду абстрактное мышление, то есть концентрацию на обобщенном понятии, которое, естественно, не всегда непосредственно связано с конкретной жизнью. Дзэн допускает восприятие и чувство, но не абстракцию и медитацию. Дзэн проникает вглубь и в конце концов теряется в погружении, а медитация, наоборот, носит ярко выраженный дуалистический характер и, следовательно, неизбежно страдает поверхностностью. Один критик считает дзэн "буддийским двойником" духовных упражнений св. Игнатия Лойолы. Он проявляет большую склонность объяснить буддизм языком христианства, и это только один из множества примеров. Тот, кто ясно представляет, что такое дзэн, сразу увидит неудачность такого сравнения. Даже не углубившись в детали, видно, что практика дзэна не имеет ни малейшего сходства с теми упражнениями, которые были предложены св. Игнатием, основателем Общества Иисуса. Размышления и молитвы св. Игнатия, с точки зрения дзэна, - это не больше, чем воздушные замки, построенные его воображением для набожных людей, и в действительности они походят на колонну из горшков, поочередно поставленных на голову. Тут нет истинного духовного достижения. Однако можно сказать, что такие "духовные упражнения" чем-то напоминают медитации хинаяна-буддизма, такие как "Пять средств, успокаивающих ум", "Девять размышлений о порочности" или "Шесть или девять предметов памяти".

Иногда дзэн называют даже "убийством ума". Это сравнение принадлежит Гриффису, известному автору "Религии Японии". Я не знаю, что он имеет в виду под "убийством ума". Может быть, то, что дзэн убивает всякую умственную деятельность за счет концентрации мысли на чем-то одном. Или это просто погружение в сон.

Рейшауэр в своей книге почти соглашается с Гриффисом, называя дзэн "мистическим самоопьянением". Имеет ли он в виду опьянение так называемым "высшим я" или "опьянение богом", о котором говорит Спиноза.

Хотя Рейшауэр и не раскрывает в должной мере значения слова "опьянение", он, вероятно, имеет в виду, что дзэн уделяет слишком много внимания мысли о "высшем я" или конечной реальности в мире конкретного.

Удивительно, до какой степени поверхностны и некритичны взгляды некоторых критиков дзэна. В действительности же в дзэне нет даже такого понятия, как ум, который нужно убивать. Поэтому ни о каком "убийстве ума" и речи быть не может. Дзэн также не упоминает ни о каком "опьяняющем я", в котором можно было бы найти убежище.

Дзэн поистине неуловим в отношении его внешних аспектов. Если вы думаете, что уловили его, то знайте, что это уже не дзэн. Издали он кажется легкодоступным, но как только вы подойдете к нему, вы увидите, что он отдалился от вас еще больше. Поэтому до тех пор, пока вы не уделите несколько лет тщательным поискам понимания его основных принципов, не надейтесь, что вам удастся уловить его истинную суть.

Виктор Гюго говорит: "Чтобы подняться к Богу, нужно погрузиться внутрь", а по словам Ричарда Сент-Виктора: "Если ты хочешь познать Божественные тайны, познай тайны своего собственного духа".

Но когда эти глубокие тайны раскрываются, то всякое "я" исчезает. Куда же в таком случае вам останется подниматься, если нет ни "духа", ни "бога", чьи тайны нужно постигать. Вы спросите, почему? Да потому, что дзэн - это бездонная пропасть. Дзэн утверждает (хотя и не совсем обычным образом), что "в действительности ничего не существует во всех трех мирах: так где же вы хотите видеть ум или дух (синь)? По своей природе четыре элементарные стихии не содержат ничего, кроме пустоты, где же тогда убежище Будды - посмотрите же. Истина непосредственно раскрывается перед вашим взором. Вот и все, чего вы еще хотите? Разве этого не достаточно?".

Минутное колебание - и дзэн может быть безвозвратно потерян. И как бы ни старались все Будды прошлого, настоящего и будущего помочь вам снова ухватиться за него, он будет уже на недосягаемом расстоянии. "Убийство ума", "самоопьянение" - смешно, не правда ли. Дзэну, поистине, некогда беспокоиться по поводу такого рода "критических" замечаний. Критики могут сказать, что дзэн приводит ум в гипнотическое состояние и делает его бессознательным и что таким, мол, образом излюбленная буддийская доктрина пустоты (шуньята) воплощается в жизнь. Суть этой доктрины, по их мнению, состоит в том, что субъект не осознает ни объективного мира, ни самого себя, растворяясь в беспредельной пустоте. Такое толкование также неправильно. Верно то, что в дзэне можно найти выражения, которые предполагают и подобного рода толкование, но чтобы понять дзэн, мы должны сделать здесь скачок: "Беспредельную пустоту нужно пройти. Субъект должен пробудиться от бессознательности, если он не хочет быть заживо похороненным. Дзэн достигается только тогда, когда "самоопьянение" прекращается, и "пьяница" в действительности пробуждается в сознании своей сокровенной глубины. Если следует "убивать" ум, то предоставьте эту работу дзэну, так как он же и воскресит труп до состояния вечной жизни".

"Родитесь заживо, очнитесь от грез, восстаньте из мертвых, о вы, пьяницы, - вот к чему призывает дзэн. Не пытайтесь поэтому узреть дзэн с завязанными глазами".

Я бы мог привести еще массу примеров подобного рода "критических" замечаний, но думаю, что вышеперечисленных будет вполне достаточно для того, чтобы читатель не представлял себе дзэна в таком мрачном виде.

Основная идея дзэна - войти в контакт с внутренними процессами нашего существа, причем сделать это самым прямым образом, не прибегая к чему-либо внешнему или неестественному. В связи с этим все, что связано с внешней стороной, в дзэне отрицается, так как единственный авторитет в нем - это наша собственная внутренняя природа. Это верно в самом прямом смысле этого слова. Даже рассудочная деятельность не может считаться чем-то конечным или абсолютным. Наоборот, она препятствует уму вступить в прямую связь с самим собой. Миссия интеллекта - служить в качестве посредника, а дзэн не имеет ничего общего с посредничеством, за исключением тех случаев, когда дело касается общения с другими людьми. По этой причине дзэн считает, что все теоретические трактаты и руководства условны и отвлечены и не содержат всей полноты истины. Дзэн стремится ухватить самую суть жизни самым решительным и непосредственным образом. Дзэн обнаруживает свое духовное родство с буддизмом, но в действительности он сам является духом всех религий и философий. Если до конца понять дзэн, ум придет в состояние абсолютного покоя, и человек станет жить в абсолютной гармонии с природой. Чего еще тогда останется желать?

Некоторые заявляют, что поскольку дзэн носит ярко выраженный мистический характер, то он не может претендовать на уникальность в истории религий. Может быть и так, но дзэн - это мистицизм особого рода. Он мистичен в том смысле, что солнце светит, что цветы цветут, что я слышу, как с улицы доносятся звуки барабанного боя. Если все это можно назвать мистикой, то такого в дзэне сколько угодно. Когда однажды одного учителя дзэна спросили, что такое дзэн, он ответил: "Ваши повседневные мысли". Разве это не ясно и не предельно откровенно? Дзэн лишен всякого духа секретности. Христиане, в равной мере, как и буддисты, могут практиковать его. В одном и том же океане и мелкая и крупная рыба чувствуют себя превосходно. Дзэн - это океан. Дзэн - это воздух. Дзэн - это горы. Это гром и молния, это весенний цветок, знойное лето и снежная зима и даже больше того: дзэн - это человек.

Какие бы формальности, условности и излишества ни наслаивались на дзэн за его долгую историю, его жизненный родник не иссяк. Главная заслуга дзэна заключается в том, что он верит в способности человека, отбросив всякие предвзятости и ограничения, проникнуть в основу самой жизни.

Как уже было сказано раньше, уникальность дзэна в том виде, в каком он практикуется в Японии, заключается в систематической тренировке ума. Обычный мистицизм страдает излишней импульсивностью и оторванностью от нашей повседневной жизни. В этом смысле дзэн революционен. Он небо опустил на землю. Под его влиянием мистицизм перестал быть мистицизмом. Это уже больше не случайный продукт сверхнормального ума. Дзэн проявляется в самой обычной и неинтересной жизни простого человека, погруженного в шум и сутолоку. Дзэн предлагает систематическую тренировку ума и учит видеть нечто даже в этом кипучем котле. Он открывает человеку величайшую тайну жизни в ее ежедневном и ежечасном проявлении. Сердце человека начинает биться в такт с сердцем вечности. Дзэн открывает нам врата земного рая, причем такое чудесное духовное пробуждение происходит не за счет изучения какой-либо доктрины, а вследствие простого и непосредственного утверждения истины, лежащей в основе нашего существа.

Чем бы дзэн ни являлся, он практичен, прост и в то же время очень жизненн. Один древний учитель дзэна, желая показать, что такое дзэн, поднял вверх палец, другой - толкнул ногой шар, а третий - ударил вопрошающего по лицу. Если истина, заключенная в глубине нашей природы, может быть таким образом продемонстрирована, то разве нельзя назвать дзэн самым практичным и прямым методом духовной тренировки, к которому когда-либо и где-либо прибегала религиозная школа? А разве этот метод не является в высшей степени практичным и оригинальным? Ведь на самом деле дзэн не может не быть творческим и оригинальным, так как он имеет дело не с понятиями, а с подлинными жизненными фактами. Если подходить к нему с точки зрения понятий, то поднятый вверх палец является самым обычным случаем в жизни каждого человека. Но дзэн обнаруживает в этом акте божественный смысл и творческую жизненность. Ввиду того, что дзэн видит эту тайну даже в нашем условном и связанном понятии существования, мы должны признать за ним право на существование.

Может быть следующие цитаты из письма Энго Букквы в какой-то мере ответят на поставленный в начале главы вопрос - что такое дзэн.

"Он непосредственно перед вами в это мгновение, я передаю его вам во всей полноте. Для умного человека одного слова достаточно, чтобы направить его к истине, но даже в этом случае может вкрасться ошибка. Это возможно тогда, когда истина эта выражена посредством пера и бумаги, либо облечена в форму софизма; в этих случаях она еще дальше ускользает от нас.

Великая истина дзэна живет в каждом. Загляните внутрь и ищите ее там, не прибегая к чьей-либо помощи. Ваш собственный разум выше всяких форм. Он свободен, покоен и блажен. Он вечно проявляется в ваших шести чувствах и четырех стихиях (элементах). Все озарено его светом. Отбросьте двойственность, связанную с субъектом и объектом, забудьте то и другое, поднимитесь выше интеллекта, отделите себя от рассудка, проникая непосредственно в глубины разума Будды, вне которого нет ничего реального. Вот почему Бодхидхарма, когда он пришел с запада, просто провозгласил: "Моя доктрина единственная в своем роде, потому что она имеет дело непосредственно с душой человека. Она не усложняется каноническими учениями. Это непосредственная передача истины".

Дзэн не имеет ничего общего с буквами, словами или сутрами. Он просто требует от вас непосредственного постижения истины, в которой вы сможете найти свое мирное убежище.

Если разум помрачен, понимание нарушено, если вы верите в реальность вещей и ограничиваетесь умозрительностью, если вам приходится бороться со стихией, погружаясь в болото предрассудков, то дзэн навсегда останется в тумане.

Мудрец Сэкисо Кэйсе сказал: "Оставьте все ваши страстные стремления. Забудьте детские забавы. Превратитесь в куски безупречной глины. Пусть вашей единственной мыслью будет вечность. Станьте подобием холодного и безжизненного пепла или старого подлампадника над заброшенной могилой...

Обладая простой верой в это, упражняйте, соответственно, свое тело и ум, превращая их в лишенные жизни куски камня или дерева. Когда будет достигнуто состояние полной неподвижности и бессознательности, все признаки жизни исчезнут, но вместе с ними исчезнут также и все ограничения. Никакая мысль не будет беспокоить ваше сознание. И вдруг - о чудо! - совершенно неожиданно вас озарит божественный свет. Это можно сравнить с лучом света в кромешной мгле или сокровищем, найденным бедняком. Четыре стихии и пять проводников перестанут быть для вас тяжелым бременем. Вам станет так легко и свободно. Все ваше существо лишится всяких ограничений. Вы почувствуете себя свободным, легким и прозрачным. Ваш просветленный взор проникнет в самую природу вещей, которые отныне станут для вас подобием множества сказочных цветов, воздушных и неосязаемых. Так проявляется наше простое "я", наша истинная первозданная природа, во всей своей удивительной прекрасной наготе.

Перед нами остается только одна прямая и беспрепятственная Дорога. И все это достигается тогда, когда мы отрекаемся от всего: тела, жизни и всего того, что принадлежит нашей внутренней природе.

Именно здесь мы обретаем мир, спокойствие, уравновешенность и невыразимую радость. Все сутры и шастры - это не больше, чем попытка передать эту истину. Все святые прошлого и настоящего делали все, что могли для этого, и не достигли никакой другой цели, кроме как указали путь к ней. Мы как бы открываем дверь сокровищницы. Когда она открыта, мы получаем доступ ко всему, что там есть. Все драгоценности принадлежат теперь нам. А разве сокровищница нашей первозданной природы поистине не велика? Все эти богатства ждут своего использования. Вот что имеется в виду под словами: "Однажды достигнутое вечно с вами, до скончания времени". Однако в действительности ничего не достигнуто, но в то же самое время это "ничто" и есть истинное достижение".

Д. Т. Судзуки, "Основы дзен". Глава.
zen.koteroff.ru/zen.zip
Back to top
View user's profile Send private message Send e-mail
Кирилл Моисеенков
Участник форума
Warnings: 2


Joined: 19 Apr 2004
Posts: 135
Карма: -66
   поощрить/наказать


PostPosted: Thu May 13, 2004 8:19 pm (спустя 1 час 17 минут)
   Post subject:
Reply with quote

Комильфо!

Last edited by Кирилл Моисеенков on Thu May 13, 2004 8:51 pm; edited 1 time in total
Back to top
View user's profile Send private message Send e-mail
Дмитрий Котеров
Администратор



Joined: 10 Mar 2003
Posts: 13665
Карма: 413
   поощрить/наказать


PostPosted: Thu May 13, 2004 8:43 pm (спустя 24 минуты)
   Post subject:
Reply with quote


М

Кирилл Моисеенков:
Если я прислал Вам ссылку на этот топик в ответ на вопрос, который Вы задали 2 месяца назад, это еще не дает разрешения на оффтопик.
Back to top
View user's profile Send private message Send e-mail
Rumata
Профессионал



Joined: 17 Aug 2003
Posts: 1850
Карма: 185
   поощрить/наказать


PostPosted: Fri May 14, 2004 6:04 pm (спустя 21 час 20 минут)
   Post subject:
Reply with quote

дзен - это жизнь во всем многобразии, постижимости и непостижимости, действительности и фантазиях
Back to top
View user's profile Send private message
Ant
Сотрудник «Лаборатории»



Joined: 17 Jun 2003
Posts: 6840
Карма: 131
   поощрить/наказать


PostPosted: Fri May 14, 2004 7:16 pm (спустя 1 час 11 минут)
   Post subject:
Reply with quote

Rumata wrote:
дзен - это жизнь
Back to top
View user's profile Send private message Send e-mail
Дмитрий Котеров
Администратор



Joined: 10 Mar 2003
Posts: 13665
Карма: 413
   поощрить/наказать


PostPosted: Fri May 14, 2004 8:32 pm (спустя 1 час 16 минут)
   Post subject:
Reply with quote

...можно, кстати, следующую главу в Судзуки прочитать, там идет развитие сюжета. И дальше.
Back to top
View user's profile Send private message Send e-mail
Egor Ermakov
Участник форума



Joined: 28 Jul 2003
Posts: 173
Карма: 6
   поощрить/наказать

Location: Откуда не возращаются

PostPosted: Fri May 14, 2004 8:37 pm (спустя 4 минуты)
   Post subject:
Reply with quote

Дзен есть понимание что не есть дзен )
Back to top
View user's profile Send private message
7.3.
Участник форума



Joined: 01 Nov 2003
Posts: 1142
Карма: 37
   поощрить/наказать


PostPosted: Sat May 15, 2004 12:08 pm (спустя 15 часов 31 минуту)
   Post subject:
Reply with quote

Дмитрий Котеров:
Пускай это небольшой оффтоп, но все же хотел спросить. Случайно не Вы переводили «Основы дзен-буддизма»? Мне почему-то кажется, что стиль речи Судзуки и Ваш стиль очень схожи. Или Вы у него позаимствовали? Кстати, а сам Судзуки на каком языке эту книжку писал в оригинале? Если на японском, тогда выходит как бы двойной перевод. ;)
Back to top
View user's profile Send private message
Remy
Участник форума



Joined: 28 Mar 2004
Posts: 353
Карма: 2
   поощрить/наказать

Location: Internet

PostPosted: Sat May 15, 2004 5:32 pm (спустя 5 часов 24 минуты)
   Post subject:
Reply with quote

Оффтопик недопустим!
Back to top
View user's profile Send private message Send e-mail
Дмитрий Котеров
Администратор



Joined: 10 Mar 2003
Posts: 13665
Карма: 413
   поощрить/наказать


PostPosted: Sat May 15, 2004 6:58 pm (спустя 1 час 25 минут)
   Post subject:
Reply with quote

7.3. wrote:
Случайно не Вы переводили «Основы дзен-буддизма»?
Конечно я, только в предыдущей инкарнации. (-;
7.3. wrote:
Или Вы у него позаимствовали?
Вполне возможно — только книга писалась до моего прочтения Судзуки. В это жизни, по крайней мере.
Back to top
View user's profile Send private message Send e-mail
Dee Mon
Участник форума



Joined: 22 Mar 2003
Posts: 684
Карма: 94
   поощрить/наказать

Location: Koh Samui, Thailand

PostPosted: Sun May 16, 2004 1:15 pm (спустя 18 часов 17 минут)
   Post subject:
Reply with quote

А когда Д.Т.Судзуки завершил освоение дзена, он взялся за Web-программирование и стал называться Д.В.Котеров. :)
Back to top
View user's profile Send private message
bæv
Модератор «Дзена»



Joined: 27 Aug 2003
Posts: 7275
Карма: 9986
   поощрить/наказать


PostPosted: Sun May 16, 2004 7:20 pm (спустя 6 часов 4 минуты)
   Post subject:
Reply with quote

Кирилл Моисеенков wrote:
Что такое дзен?
Вот, только начал читать -- по-моему, хороший пример дзена:
Quote:
   Однажды Му Да и Мэн Да пришли к Учителю, и Му Да сказал:
   – Учитель, вчера мы с Мэн Да ловили рыбу на берегу реки Сян и вдруг услышали странные звуки. Мы обернулись и увидели животное – у него была огромная голова с небольшими ветвистыми рогами, длинное тело и короткие ноги. Оно тонко поскуливало и смотрело на нас большими глазами, а из глаз текли слезы. Мэн Да крикнул, и животное скрылось в зарослях тростника. Я считаю, что это был цилинь, а Мэн Да говорит, что это был сыбусян. Рассудите нас, о Учитель!
   Учитель спросил:
   – А велико ли было животное?
   – Оно было размером с лошадь, но высотой с собаку! – ответил Мэн Да.
   – Уху! – воскликнул Учитель с тревогой. – Это был зверь пицзеци. Его появление в мире всегда предвещает наступление суровой эпохи Куй. А столь большие пицзеци приходят лишь накануне самых ужасных потрясений!
«Лунь юй», глава XXII «Шао мао»
Хольм ван Зайчик. Дело о полку Игореве.
В общем, в фразе "столь большие пицзеци приходят лишь накануне самых ужасных потрясений" -- дзена ну очень много...
Back to top
View user's profile Send private message
геннадий
Заглянувший



Joined: 18 Jun 2004
Posts: 4
Карма: 0
   поощрить/наказать


PostPosted: Fri Jun 18, 2004 10:46 pm (спустя 1 месяц 2 дня 3 часа 26 минут)
   Post subject:
Reply with quote

дзен - состояние сознания.
Back to top
View user's profile Send private message
bæv
Модератор «Дзена»



Joined: 27 Aug 2003
Posts: 7275
Карма: 9986
   поощрить/наказать


PostPosted: Sat Jun 19, 2004 12:21 am (спустя 1 час 35 минут)
   Post subject:
Reply with quote

геннадий wrote:
дзен - состояние сознания
Это,... а что такое "сознание"?..
Back to top
View user's profile Send private message
геннадий
Заглянувший



Joined: 18 Jun 2004
Posts: 4
Карма: 0
   поощрить/наказать


PostPosted: Sat Jun 19, 2004 7:54 pm (спустя 19 часов 32 минуты)
   Post subject:
Reply with quote

baev, "сознание" это особенность психики, можно так сказать...
Back to top
View user's profile Send private message
Ant
Сотрудник «Лаборатории»



Joined: 17 Jun 2003
Posts: 6840
Карма: 131
   поощрить/наказать


PostPosted: Sat Jun 19, 2004 11:10 pm (спустя 3 часа 16 минут)
   Post subject:
Reply with quote

геннадий wrote:
"сознание" это особенность психики
А что такое психика? (-;
Back to top
View user's profile Send private message Send e-mail
геннадий
Заглянувший



Joined: 18 Jun 2004
Posts: 4
Карма: 0
   поощрить/наказать


PostPosted: Mon Jun 21, 2004 6:08 pm (спустя 1 день 18 часов 57 минут)
   Post subject:
Reply with quote

понятно ;)
есть такой анектод....
чего то там....
Папа , а где море ?
Back to top
View user's profile Send private message
Ant
Сотрудник «Лаборатории»



Joined: 17 Jun 2003
Posts: 6840
Карма: 131
   поощрить/наказать


PostPosted: Mon Jun 21, 2004 6:09 pm (спустя 1 минуту 38 секунд)
   Post subject:
Reply with quote

геннадий wrote:
есть такой анектод..
Вот это и есть Дзен...
Back to top
View user's profile Send private message Send e-mail
7.3.
Участник форума



Joined: 01 Nov 2003
Posts: 1142
Карма: 37
   поощрить/наказать


PostPosted: Thu Jun 24, 2004 9:23 am (спустя 2 дня 15 часов 13 минут)
   Post subject:
Reply with quote

геннадий wrote:
дзен - состояние сознания.
Я встречал множество определений дзен(вроде «дзен — это...»), но я уверен, что те, кто давал эти определения, прекрасно понимали, что дзену нельзя дать конкретного и всеобъемлющего определения даже с позиции самого дзена(булочки, столб, цветущие персики ;)).
Вот хорошее определение всему.
Quote:
Уммон поднял посох и сказал:
— В писаниях говорится, что обычный человек считает посох реальной сущностью, что последователи хинаяны считают его пустотой, что верящие в пратьятека-будд считают его иллюзорным, что, с точки зрения бодхисаттв, природа посоха пуста. Но я говорю вам, считайте посох просто посохом, движение движением, сидение сидением, и никогда ни при каких обстоятельствах не поддавайтесь сомнениям!
Back to top
View user's profile Send private message
Rumata
Профессионал



Joined: 17 Aug 2003
Posts: 1850
Карма: 185
   поощрить/наказать


PostPosted: Sun Aug 01, 2004 4:21 pm (спустя 1 месяц 7 дней 6 часов 58 минут)
   Post subject:
Reply with quote

сегодня родилось

дзен - это множество Мандельброта, выраженное в чувствах
Back to top
View user's profile Send private message
bæv
Модератор «Дзена»



Joined: 27 Aug 2003
Posts: 7275
Карма: 9986
   поощрить/наказать


PostPosted: Mon Aug 02, 2004 4:56 am (спустя 12 часов 34 минуты)
   Post subject:
Reply with quote

Rumata wrote:
дзен - это множество Мандельброта, выраженное в чувствах
Типа, "фрактал тебя дери"?..
Back to top
View user's profile Send private message
М. Дмитрий
Участник форума



Joined: 04 Dec 2004
Posts: 135
Карма: 1
   поощрить/наказать

Location: Россия

PostPosted: Sun Dec 05, 2004 6:10 pm (спустя 4 месяца 3 дня 13 часов 14 минут; написано за 2 минуты 25 секунд)
   Post subject:
Reply with quote

Насколько я знаю про Дзен неприлично было говорить в кругах мастеров Дзен, даже Христос погружался в тишину, когда его спрашивали, что такое Дзен, это равносильно спросить что такое секс, вернее просить описать об ощущениях которые испытываешь, во время секса, поэтому говорить о Дзен, равносильно занятием сексом по справочному руководству! )))))))))))
Back to top
View user's profile Send private message
7.3.
Участник форума



Joined: 01 Nov 2003
Posts: 1142
Карма: 37
   поощрить/наказать


PostPosted: Thu Dec 16, 2004 12:54 pm (спустя 10 дней 18 часов 43 минуты; написано за 1 минуту 12 секунд)
   Post subject:
Reply with quote

Открыл случайно книжку...
В. Маяковский wrote:
Кто над морем не философствовал?
Вода.
Back to top
View user's profile Send private message
Maus
Модератор



Joined: 29 Jun 2003
Posts: 8151
Карма: 271
   поощрить/наказать

Location: пос. Омсукчан Магаданской области

PostPosted: Sun Mar 13, 2005 1:58 pm (спустя 2 месяца 28 дней 1 час 3 минуты; написано за 1 минуту 18 секунд)
   Post subject:
Reply with quote

Подскажите, а насколько справедливо такое определение:
"Дзен - это дополнение всего сущего" [до полного пространства]?
Back to top
View user's profile Send private message
Ant
Сотрудник «Лаборатории»



Joined: 17 Jun 2003
Posts: 6840
Карма: 131
   поощрить/наказать


PostPosted: Sun Mar 13, 2005 2:17 pm (спустя 19 минут; написано за 41 секунду)
   Post subject:
Reply with quote

Не на сколько. Для дзен вообще нельзя привести определение.
Back to top
View user's profile Send private message Send e-mail
М. Дмитрий
Участник форума



Joined: 04 Dec 2004
Posts: 135
Карма: 1
   поощрить/наказать

Location: Россия

PostPosted: Sun Mar 13, 2005 2:21 pm (спустя 3 минуты)
   Post subject:
Reply with quote

нихрена нет!!! мы все живем в МАТРИЦЕ!!! )))))))))))))))))))))))))))))))))))))))
Back to top
View user's profile Send private message
Guest






Карма: 388
   поощрить/наказать


PostPosted: Sun Mar 13, 2005 2:22 pm (спустя 1 минуту 5 секунд)
   Post subject:
Reply with quote

Maus wrote:
насколько справедливо такое определение
Для меня справедливо, я проверил.
Back to top
М. Дмитрий
Участник форума



Joined: 04 Dec 2004
Posts: 135
Карма: 1
   поощрить/наказать

Location: Россия

PostPosted: Sun Mar 13, 2005 2:25 pm (спустя 3 минуты)
   Post subject:
Reply with quote

на самом деле вызавает глубокое уважение к участникам данного проекта за их очень глубое стремление к потижению таких наук!!! *снимаю шляпу* :)
Back to top
View user's profile Send private message
Dee Mon
Участник форума



Joined: 22 Mar 2003
Posts: 684
Карма: 94
   поощрить/наказать

Location: Koh Samui, Thailand

PostPosted: Sun Mar 13, 2005 3:27 pm (спустя 1 час 1 минуту; написано за 1 минуту 23 секунды)
   Post subject:
Reply with quote

Maus
Мне кажется, что эта формулировка просто не несет никакого смысла.
Во всяком случае, стоит ее как-то расшифровать или прокомментировать, а то непонятно.
Back to top
View user's profile Send private message
М. Дмитрий
Участник форума



Joined: 04 Dec 2004
Posts: 135
Карма: 1
   поощрить/наказать

Location: Россия

PostPosted: Sun Mar 13, 2005 3:46 pm (спустя 18 минут; написано за 4 минуты 18 секунд)
   Post subject:
Reply with quote

это действительно очень трудный вопрос, на который возможно нет, так же как нельзя измерить размер Вселенной, я уже более 16 занимаюсь ушу и до сих пор впадаю в ступор о размышлениях на эту тему, это можно почувствовать, но описать это нельзя!
Я очень много почерпнул из книг (гениального как мне кажеться) автора Алана Уотса(Дао Путь вода, что такое Дзен, книга о Табу, Природа Мужчина Женщина), у него я читал 4 книги и еще есть куча рассказов..., а так же его друга и соратника Чунлян Ал Хуан "Обнимая тигра, возвращаюсь к горе"(сущность тайцзи)... может и Вы что найдете для себя ;)
Back to top
View user's profile Send private message
Maus
Модератор



Joined: 29 Jun 2003
Posts: 8151
Карма: 271
   поощрить/наказать

Location: пос. Омсукчан Магаданской области

PostPosted: Sun Mar 13, 2005 4:03 pm (спустя 17 минут; написано за 7 минут 43 секунды)
   Post subject:
Reply with quote

Dee Mon
Соображения были следующие: куда не ткни (в предмет или явление) - нельзя сказать, что это дзен. И вообще, в словах о дзене много отрицаний.

Так что данное определение совершает две вещи:
1) Описывает всё, что дзеном не является (все то, что существует или может существовать).
2) Объявляет дзеном всё остальное.

То есть это попытка объединения утверждений типа "дзен - это не религия" и явлений типа "не-деяние". Вот и всё.
Back to top
View user's profile Send private message
М. Дмитрий
Участник форума



Joined: 04 Dec 2004
Posts: 135
Карма: 1
   поощрить/наказать

Location: Россия

PostPosted: Sun Mar 13, 2005 4:23 pm (спустя 20 минут; написано за 23 секунды)
   Post subject:
Reply with quote

в дзене существут много уловок, может дзен это уловка ;)
Back to top
View user's profile Send private message
Maus
Модератор



Joined: 29 Jun 2003
Posts: 8151
Карма: 271
   поощрить/наказать

Location: пос. Омсукчан Магаданской области

PostPosted: Sun Mar 13, 2005 4:30 pm (спустя 7 минут; написано за 36 секунд)
   Post subject:
Reply with quote

egik
А, может, уловки существуют лишь в нашем уме, который пытается понять, что такое дзен?
Back to top
View user's profile Send private message
М. Дмитрий
Участник форума



Joined: 04 Dec 2004
Posts: 135
Карма: 1
   поощрить/наказать

Location: Россия

PostPosted: Sun Mar 13, 2005 5:04 pm (спустя 33 минуты; написано за 2 минуты 48 секунд)
   Post subject:
Reply with quote

Maus wrote:
egik
А, может, уловки существуют лишь в нашем уме, который пытается понять, что такое дзен?
это больше похоже на гонку с собственной тенью, чем сильнее мы бежим за ней, тем она сильнее стремиться уйти от нас, только когда мы убегаем, она начинает преследовать нас и только зайдя в тень тень исчезает ))) ???
Back to top
View user's profile Send private message
Guest






Карма: 388
   поощрить/наказать


PostPosted: Sun Mar 13, 2005 5:09 pm (спустя 5 минут)
   Post subject:
Reply with quote

Природа дзена - не-улов-имость. Неудивительно, что улов-ки не помогают.
Back to top
М. Дмитрий
Участник форума



Joined: 04 Dec 2004
Posts: 135
Карма: 1
   поощрить/наказать

Location: Россия

PostPosted: Sun Mar 13, 2005 5:12 pm (спустя 2 минуты; написано за 7 секунд)
   Post subject:
Reply with quote

Maus wrote:
Подскажите, а насколько справедливо такое определение:
"Дзен - это дополнение всего сущего" [до полного пространства]?
если исходить, что в дзэн основываються на отртцании, то справедивей было бы сказать что если у полноты бытия отнять реальность родиться дзэн )) ну что то типо того ))
Back to top
View user's profile Send private message
Дмитрий Котеров
Администратор



Joined: 10 Mar 2003
Posts: 13665
Карма: 413
   поощрить/наказать


PostPosted: Sun Mar 13, 2005 5:19 pm (спустя 6 минут; написано за 2 минуты 29 секунд)
   Post subject:
Reply with quote

На отрицаниях, по-моему, не "дзен основывается". На них основывается "стимул подумать самостоятельно".

Когда кому-то говорят "это есть то", часто думать тут особо не о чем - ну есть и есть. А вот если говорят "это не есть то", вот тогда человек начинает размышлять: а что же это, как оно выглядит, как его ощущаешь и т.д. Короче говоря, отрицание стимулирует наконец-то перестать лениться, открыть глаза и увидеть то, что перед носом маячит.
Back to top
View user's profile Send private message Send e-mail
М. Дмитрий
Участник форума



Joined: 04 Dec 2004
Posts: 135
Карма: 1
   поощрить/наказать

Location: Россия

PostPosted: Sun Mar 13, 2005 5:58 pm (спустя 38 минут; написано за 1 минуту 22 секунды)
   Post subject:
Reply with quote

Дмитрий Котеров разумно, многие современные щколы психологии появились после увлечения дзен их основателе (дзен-средство от скуки, есть о чем потолдычить ))) )
Back to top
View user's profile Send private message
Дмитрий Котеров
Администратор



Joined: 10 Mar 2003
Posts: 13665
Карма: 413
   поощрить/наказать


PostPosted: Sun Mar 13, 2005 7:46 pm (спустя 1 час 47 минут; написано за 49 секунд)
   Post subject:
Reply with quote

А еще я вот вспомнил, один дзенский мужик много веков назад сказал что-то типа: «Где есть отрицание, там нет дзена».
Так что отрицание — что угодно, но только не «метод» «дзена». ;-)
Back to top
View user's profile Send private message Send e-mail
Maus
Модератор



Joined: 29 Jun 2003
Posts: 8151
Карма: 271
   поощрить/наказать

Location: пос. Омсукчан Магаданской области

PostPosted: Sun Mar 13, 2005 8:01 pm (спустя 15 минут; написано за 25 секунд)
   Post subject:
Reply with quote

Дмитрий Котеров
Угу, значит, определение не годится... Будем искать дальше
Back to top
View user's profile Send private message
Display posts from previous:   
Post new topic   Reply to topic All times are GMT + 3 Hours
Goto page 1, 2, 3  Next
Page 1 of 3    Email to a Friend.
You cannot post new topics in this forum. You cannot reply to topics in this forum. You cannot edit your posts in this forum. You cannot delete your posts in this forum. You cannot vote in polls in this forum. You cannot attach files in this forum. You can download files in this forum.
XML